"Мечтая о могучем даре..."

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Первый - второй? Второй - первый?

1.Пушкин не смог бы написать "До свиданья...", "Устал я жить..." и т.д.
5
15%
2. Есенин не смог бы написать "Я помню чудное мгновенье...", "Я вас любил..." и т.д.
0
Нет ответов.
3. Протестую против такого опроса
19
56%
4. "Голова моя машет ушами"
10
29%
 
Всего голосов : 34

Сообщение natico » 01:10:26, Среда 24 Ноябрь 2010

лена, спасибо за Пушкина! Я вообще бы сроду ничего о нём не узнала, так бы и думала, что "блондинистый, почти белесый" - это шутка Есенина) Ещё мне было интересно узнать, что Пушкин подражал Байрону) Что-то такое о влиянии поэзии Байрона на Пушкина я, конечно, слышала, но не знала, что Пушкин (совсем как Есенин по отношению к самому Пушкину) хотел походить на Байрона и в вопросах, не касающихся литературы) Сразу вспомнился и "пушкинский" перстень у Есенина, и, конечно, цилиндр) Как всё-таки у С.А. и А.С. оказывается, много общего!
а вот что касается стихотворения "Нет, я не дорожу мятежным наслаждением", то мне кажется, что здесь затронута как раз такая тема, какой мы никогда не найдём у Есенина. :wink:
Ну что то отдалённое, какие то отголоски, может быть, есть в стихах, посвящённых Гуте (дескать, предпочитаю нынче созерцать "иконный и строгий лик" и прощаюсь с разгульной жизнью). Ещё вспоминается:

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу,
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Но писать о подробностях своей интимной жизни Есенин бы наверное не стал, проживи он хоть ещё лет на тридцать больше.
Мне кажется, что Пушкин хорошо разбирался в женской психологии, и в обществе, наверное, почти любой женщины он чувствовал себя нормально. В отличие от Есенина, который противоречивость своей натуры не мог не проявить и в вопросе отношения к женщинам.
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение лена » 23:28:41, Среда 24 Ноябрь 2010

Наташа , мне почему-то вспомнилось - " Сыпь гармоника.Скука... Скука..." Разве это не откровенные подробности своей интимной жизни? просто выражены по другому , но здесь и грубая , какя-то чёрная мужская сила и в тоже
время необыкновенная нежность , из- за которой сразу забывается всё плохое , и становится понятным почему Айседора Дункан время , проведённое с Сергеем Есениным считала лучшим в своей жизни .
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Сообщение natico » 11:58:56, Четверг 25 Ноябрь 2010

вот, я тоже об этом хотела написать, не знала, как выразить - Есенин мог конечно об очень интимном написать (только мне пришли на ум строки из Чёрного человека: "что же нужно ещё напоённому дрёмой мирику"), но Пушкин то пишет об этом спокойно, ему даже приятно вспомнить, как говорится, и описывает другую ситуацию. Есенин пишет тоже о личном, но в другом контексте, с таким надрывом, с такой противоречивой эмоцией. Ну если говорить совсем упрощённо, своими словами, то только когда ему очень плохо, он начинает так душу выворачивать. Перефразируя Есенина, "сам видишь, как мне плохо, раз я такое пишу".
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение лена » 19:11:32, Суббота 27 Ноябрь 2010

Да , Наташа , я тоже такого есенинского надрыва у Пушкина пока не встречала , даже смерть Ленского описана как-то легко , без надрыва , м.п. по воспоминаниям современников Пушкин сам так же легко принял (по крайней мере внешне ) известие о том , что рана у него смертельная и шансов на спасение нет , друзья , видевшие , как он умирал были поражены его мужеством .


К ДРУГУ СТИХОТВОРЦУ



Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают — и целый свет забудет.
Быть может, и теперь, от шума удалясь
И с глупой музою навек соединясь,
Под сенью мирною Минервиной эгиды *
Сокрыт другой отец второй «Тилемахиды».
Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!
Потомков поздних дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть, но есть там и крапива.
Страшись бесславия!— Что, если Аполлон,
Услышав, что и ты полез на Геликон,
С презреньем покачав кудрявой головою,
Твой гений наградит — спасительной лозою?

Но что? ты хмуришься и отвечать готов;
«Пожалуй,— скажешь мне,— не трать излишних слов;
Когда на что решусь, уж я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю,
Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись,— а я таки поэт».

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштеину французов побеждать,
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас,
Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь!
Творенья громкие Рифматова, Графова
С тяжелым Бибрусом гниют у Глазунова;
Никто не вспомнит их, не станет вздор читать,
И Фебова на них проклятия печать.

Положим, что, на Пинд взобравшися счастливо,
Поэтом можешь ты назваться справедливо:
Все с удовольствием тогда тебя прочтут.
Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут
За то, что ты поэт, несметные богатства,
Что ты уже берешь на откуп государства,
В железных сундуках червонцы хоронишь
И, лежа на боку, покойно ешь и спишь?
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо;
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле продан он:
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.

Ты, кажется, теперь задумался немного.
«Да что же,— говоришь,— судя о всех так строго,
Перебирая всё, как новый Ювенал,
Ты о поэзии со мною толковал;
А сам, поссорившись с парнасскими сестрами,
Мне проповедовать пришел сюда стихами?
Что сделалось с тобой? В уме ли ты иль нет?»
Арист, без дальних слов, вот мой тебе ответ:

В деревне, помнится, с мирянами простыми,
Священник пожилой и с кудрями седыми,
В миру с соседями, в чести, довольстве жил
И первым мудрецом у всех издавна слыл.
Однажды, осушив бутылки и стаканы,
Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный;
Попалися ему навстречу мужики.
«Послушай, батюшка,— сказали простяки,—
Настави грешных нас — ты пить ведь запрещаешь,
Быть трезвым всякому всегда повелеваешь,
И верим мы тебе; да что ж сегодня сам...»
— «Послушайте,— сказал священник мужикам,—
Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,
Живите хорошо, а мне — не подражайте».

И мне то самое пришлося отвечать;
Я не хочу себя нимало оправдать:
Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы,
Своими одами журналы не тягчит
И над экспромтами недели не сидит!
Не любит он гулять по высотам Парнаса,
Не ищет чистых муз, ни пылкого Пегаса;
Его с пером в руке Рамаков не страшит;
Спокоен, весел он. Арист, он — не пиит.

Но полно рассуждать — боюсь тебе наскучить
И сатирическим пером тебя замучить.
Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,
Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?..
Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным — хорошо, спокойным — лучше вдвое.

1814

.
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Сообщение лена » 00:27:29, Понедельник 06 Декабрь 2010

GAS , где вы ? Прочитав это стихотворение Пушкина , можно понять , почему Есенин его называл хулиганом , действительно , только хулиган мог такое написать.

ХРИСТОС ВОСКРЕС


Христос воскрес, моя Ревекка!
Сегодня следуя душой
Закону бога-человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я не робея
Готов, еврейка, приступить —
И даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея
От православных отличить.
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Сообщение Надя » 02:11:14, Понедельник 06 Декабрь 2010

Да вы че!!! Я первое, что у Пушкина в далеком детстве прочла, это Гаврилиада и:

"Желал бы быть твоим,Семенова, покровом
или собачкою постельною твоей,
или поручиком Барковым,
ах, он поручик,
ах, злодей..... "
О старинное дело борьбы за свободу!
Не знающее равных, исполненное страсти, доброе дело,
Суровая, беспощадная, нежная идея,
Бессмертная во все века, у всех племен, во всех странах!
Уолт Уитмен
Аватар пользователя
Надя
Профи
 
Сообщений: 1993
Зарегистрирован: 13:24:10, Среда 17 Январь 2007
Откуда: Москва

Сообщение лена » 21:11:09, Понедельник 06 Декабрь 2010

Гавриилиада Пушкина мне напоминает Инонию Есенина , или росписи им же , страстного монастыря .
Но Пушкин потом раскаивался и писал в 1828 году об этом так ;

И с отвращением читая жизнь мою ,
Я трепещу и проклинаю ,
И горько жалуюсь , и горько слёзы лью ,
Но строк печальных не смываю.


И ещё , я сопаставила их возраст , когда они это написали , оказалось , что оба были одного возраста 22-23 года , в общем , молодые и зелёные .

Надя , а отрывок , котрый ты привела я первый раз читаю . Откуда это ? Мне очень понравилось , такой смешной . ]
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Сообщение natico » 22:06:18, Понедельник 06 Декабрь 2010

лена писал(а):
оба были одного возраста 22-23 года , в общем , молодые и зелёные .


точно, это они по молодости всё!
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение лена » 23:07:42, Пятница 10 Декабрь 2010

Прочитала статью про Пушкина , которая мне очень понравилась Автор - психолог , врач, писатель : Владимир Леви
Жаль , что я у него о Есенине ничего не нашла...

http://levi.ru/levioteka/publish/articl ... osition=69
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Сообщение GAS » 00:32:33, Четверг 16 Декабрь 2010

лена писал(а):GAS , где вы ? Прочитав это стихотворение Пушкина , можно понять , почему Есенин его называл хулиганом , действительно , только хулиган мог такое написать.

ХРИСТОС ВОСКРЕС


Христос воскрес, моя Ревекка!
Сегодня следуя душой
Закону бога-человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я не робея
Готов, еврейка, приступить —
И даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея
От православных отличить.

Лена, Natico, здравствуйте! Я был в местах, где не было инета. Теперь я здесь. :lol:

Лена, спасибо за отрывок. Из него я понял некоторые детали, относящиеся к самому Есенину. Хулиганство обоих поэтов выразилось в религиозном противостоянии с ... А вот с чем конкретно интересно было бы прояснить. Но, наверное, одного этого отрывка будет недостаточно
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение лена » 00:42:13, Четверг 16 Декабрь 2010

Ура! GAS вернулся.
Я подумаю .
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Сообщение natico » 11:53:15, Четверг 16 Декабрь 2010

GAS вернулся!!! ждём новых идей!
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение лена » 00:38:18, Пятница 07 Январь 2011

Наташа , отвечаю на твой вопрос , но только в этой теме
т.к стихотворение Пушкина и достаточно длинное , хотя каждую фразу из него можно было-бы написать в ёмкие цитаты .
РАЗГОВОР
КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ

Книгопродавец


Стишки для вас одна забава,
Немножко стоит вам присесть,
Уж разгласить успела слава
Везде приятнейшую весть:
Поэма, говорят, готова,
Плод новый умственных затей.
Итак, решите; жду я слова:
Назначьте сами цену ей.
Стишки любимца муз и граций
Мы вмиг рублями заменим
И в пук наличных ассигнаций
Листочки ваши обратим.
О чем вздохнули так глубоко,
Нельзя ль узнать?

Поэт

Я был далеко:
Я время то воспоминал,
Когда, надеждами богатый,
Поэт беспечный, я писал
Из вдохновенья, не из платы.
Я видел вновь приюты скал
И темный кров уединенья,
Где я на пир воображенья,
Бывало, музу призывал.
Там слаще голос мой звучал;

Там доле яркие виденья,
С неизъяснимою красой,
Вились, летали надо мной
В часы ночного вдохновенья.
Всё волновало нежный ум:
Цветущий луг, луны блистанье,
В часовне ветхой бури шум,
Старушки чудное преданье.
Какой-то демон обладал
Моими играми, досугом;
За мной повсюду он летал,
Мне звуки дивные шептал,
И тяжким, пламенным недугом
Была полна моя глава;
В ней грезы чудные рождались;
В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шепот речки тихоструйной.
Тогда, в безмолвии трудов,
Делиться не был я готов
С толпою пламенным восторгом
И музы сладостных даров
Не унижал постыдным торгом;
Я был хранитель их скупой:
Так точно, в гордости немой,
От взоров черни лицемерной
Дары любовницы младой
Хранит любовник суеверный.

Книгопродавец

Но слава заменила вам
Мечтанья тайного отрады:
Вы разошлися по рунам,
Меж тем как пыльные громады
Лежалой прозы и стихов
Напрасно ждут себе чтецов
И ветреной ее награды.

Поэт

Блажен, кто про себя таил
Души высокие созданья
И от людей, как от могил,
Не ждал за чувство воздаянья!
Блажен, кто молча был поэт
И, терном славы не увитый,
Презренной чернию забытый,
Без имени покинул свет!
Обманчивей и снов надежды,
Что слава? шепот ли чтеца?
Гоненье ль низкого невежды?
Иль восхищение глупца?

Книгопродавец

Лорд Байрон был того же мненья;
Жуковский то же говорил;
Но свет узнал и раскупил
Их сладкозвучные творенья.
И впрям, завиден ваш удел:
Поэт казнит, поэт венчает;
Злодеев громом вечных стрел
В потомстве дальнем поражает;
Героев утешает он;
С Коринной на киферский трон
Свою любовницу возносит.
Хвала для вас докучный звон;
Но сердце женщин славы просит:
Для них пишите; их ушам
Приятна лесть Анакреона:
В младые лета розы нам
Дороже лавров Геликона.

Поэт

Самолюбивые мечты,
Утехи юности безумной!
И я, средь бури жизни шумной,
Искал вниманья красоты,
Глаза прелестные читали
Меня с улыбкою любви;
Уста волшебные шептали

Мне звуки сладкие мои...
Но полно! в жертву им свободы
Мечтатель уж не принесет;
Пускай их юноша поет,
Любезный баловень природы.
Что мне до них? Теперь в глуши
Безмолвно жизнь моя несется;
Стон лиры верной не коснется
Их легкой, ветреной души;
Не чисто в них воображенье:
Не понимает нас оно,
И, признак бога, вдохновенье
Для них и чуждо и смешно.
Когда на память мне невольно
Придет внушенный ими стих,
Я так и вспыхну, сердцу больно:
Мне стыдно идолов моих.
К чему, несчастный, я стремился?
Пред кем унизил гордый ум?
Кого восторгом чистых дум
Боготворить не устыдился?

Книгопродавец

Люблю ваш гнев. Таков поэт!
Причины ваших огорчений
Мне знать нельзя; но исключений
Для милых дам ужели нет?
Ужели ни одна не стоит
Ни вдохновенья, ни страстей
И ваших песен не присвоит
Всесильной красоте своей?
Молчите вы?

Поэт

Зачем поэту
Тревожить сердца тяжкий сон?
Бесплодно память мучит он.
И что ж? какое дело свету?
Я всем чужой. Душа моя
Хранит ли образ незабвенный?
Любви блаженство знал ли я?
Тоскою ль долгой изнуренный,

Таил я слезы в тишине?
Где та была, которой очи,
Как небо, улыбались мне?
Вся жизнь, одна ли, две ли ночи?
........................
И что ж? Докучный стон любви,
Слова покажутся мои
Безумца диким лепетаньем.
Там сердце их поймет одно,
И то с печальным содроганьем:
Судьбою так уж решено.
Ах, мысль о той души завялой
Могла бы юность оживить
И сны поэзии бывалой
Толпою снова возмутить!
Она одна бы разумела
Стихи неясные мои;
Одна бы в сердце пламенела
Лампадой чистою любви.
Увы, напрасные желанья!
Она отвергла заклинанья,
Мольбы, тоску души моей:
Земных восторгов излиянья,
Как божеству, не нужно ей.

Книгопродавец

Итак, любовью утомленный,
Наскуча лепетом молвы,
Заране отказались вы
От вашей лиры вдохновенной.
Теперь, оставя шумный свет,
И муз, и ветреную моду,
Что ж изберете вы?

Поэт

Свободу.

Книгопродавец

Прекрасно. Вот же вам совет.
Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный


Без денег и свободы нет.
Что слава?— Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.

Что ж медлить? уж ко мне заходят
Нетерпеливые чтецы;
Вкруг лавки журналисты бродят,
За ними тощие певцы:
Кто просит пищи для сатиры,
Кто для души, кто для пера;
И признаюсь — от вашей лиры
Предвижу много я добра.

Поэт

Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись.
Условимся.


Примечания


РАЗГОВОР КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ. Напечатано в форме предисловия при издании первой главы «Евгения Онегина» (1825 г.). Написано 6 сентября 1824.
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Сообщение natico » 13:04:05, Пятница 07 Январь 2011

О, Лена, спасибо большое! Теперь понятно, что эту фразу говорит книготорговец (т.е. книгопродавец). Ну а поэт с ним соглашается.
Слова поэта из этого стихотворения Пушкина отчасти напомнили мне слова Есенина:
Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по-мальчишески — в дым.
Но у Пушкина на фоне Есенина всё как-то спркойней как всегда)) У Есенина "всё сжигает житейская мреть", а у Пушкина (если судить только по этому стихотворению), разочарование в славе и тоска об ушедшей юности выражены в других, более "элегических" выражениях.
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение лена » 00:36:27, Суббота 26 Февраль 2011

Читая стихотворение Пушкина о разговоре поэта с книгопродавцом , вспоминается стихотворение Сергея Есенина , не знаю , повлияло ли это стихотворение на создание Есениным своего , но нет сомнений , что чувствовали они почти одинаково .

ПОЭТ

Он бледен. Мыслит страшный путь.
В его душе живут виденья.
Ударом жизни вбита грудь,
А щеки выпили сомненья.

Клоками сбиты волоса,
Чело высокое в морщинах,
Но ясных грез его краса
Горит в продуманных картинах.

Сидит он в тесном чердаке,
Огарок свечки режет взоры,
А карандаш в его руке
Ведет с ним тайно разговоры.

Он пишет песню грустных дум,
Он ловит сердцем тень былого.
И этот шум... душевный шум...
Снесет он завтра за целковый.

‹1910—1912›
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Пред.След.

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 2

cron