Читая "Камешки на ладони" Владимира Солоухина встретила несколько любопытных размышлений.
По-моему, тоже неплохая тема для обсуждения (чем "Религия").
*** "Яркого французского актера Жана Габена некоторые критики упрекали в том, будто он всех ролях ни грает самого себя.
Но здесь происходит, видимо, то, что можно назвать, может быть,
ТИПИЗАЦИЕЙ САМОГО СЕБЯ, а еще точне - самотипизацией.
На экране не просто Жан Габен, каков он есть на самом деле, в жизни, но несколько обобщенный, несколько типизированный,
художественно откорректированный Жан Габен.
Разве из лирики Лермонтова не вырастает некоего образа человека, или скажем, образа души, внутреннего мира человека?
Но разве мы осмелимся сказать, что это и есть сам Лермонтов?
И Пришвин в своей лирике не тот Пришвин, который общался в быту, в повседневности. Пришвин тоже типизировал сам себя.
САМОТИПИЗАЦИЯ - это один из главнейших творческих актов."
Очень интересная точка зрения. Есть над чем подумать. Ведь и самотипизация Есенина тоже заметна... на мой взгляд...
*** "Покойный Н. был большой любитель женской любви.
Однажды за рюмкой он признался:
- Как часто бывало: вот если эта женщина останется со мной, можно и умирать!
- Ну? И потом?
- А потом, не знал как избавиться".
***
"Блок принял Есенина в гостиной, не пригласив в кабинет.
В рабочую комнату Толстого или Чехова попасть человеку, надо полагать, было непросто.
Но вот писатели умерли. Через их кабинеты, через их гостинные и спальни проходят десятки и стони тысяч людей. Бесцеремонно разглядывают, трогают, изловчаются посидеть на стуле, критически оценивают и равнодушно зевают.
Ежедневно и ежегодно тянется через дома и квартиры великих людей праздно-курортная, развязно-туристическая толпа. Правильно ли это? Надо ли так?
Напротив, я вижу картину, как хранитель музея иногда, в особом случае поворчивает ключ в двери и говорит:
- А здесь святая святых, здесь кабинет и рабочий стол (Чехова, Толстого, Пришвина, Пушкина, Блока, Достоевского, Гоголя...).
Но если не пропускать массы, не показывать, то зачем же хранить? Зачем же все это нужно?
- Затем, что это народное сокровище. А сокровище, не знаю уж почему, не принято выбрасывать на дорогу, но принято хранить.
Между прочим, в Ялте в домике Чехова был случай, когда группу немецких (или чешских?) посетителей эксурсовод широким жестом пригласила в спальню Антона Павловича.
Гости остановились у дверей и не пошли.
- Нет, - сказали они, - в чужую спальню заходить неприлично. Да еще и в пальто."
А сейчас у Блока можно ходить везде, за одним исключением - спальня его жены для осмотра закрыта.
К вопросу о стульях...Интересно, на каком из этих стульев в гостиной сиживал Есенин будучи у Блока?
На последнем фото стул у окна из современных, а вот кресло Блока - настоящее.
*** "Стихи создаются двояко. Либо из сознания поэта, как из компьютера, в который заложена программа, выскакивают целые строфы, и тогда они, эти строфы, монолитны, нерасчленимы, либо они появляются в полуготовом, обрывочном виде, и тогда их приходиться доделывать на бумаге, досочинять.
"Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит,
Ночь тих, пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит".
Это идеальный случай, когда строфы возникают и выливаются на бумагу в готовы практически виде и целиком.
Очень и очень часто две нижние сроки в строфе филигранны, блестящи, являются безупречной поэтической формулой, а две верхние пустоваты, иногда нарочиты, искуственны, а то и корявы.
Но я интутивно чувствую, что есть высший закон если возникают только две блестящие строчки (верхние или нижние, все равно), значит, существуют к ним и вторые соответствующие такие же блестящие строки, надо только из искать. Они непременно существуют, и надо лишь их найти. Не всегда у поэтов хватает терпения.
Берём даже Пушкина:
"И умер бедный раб
Непобедимого владыки.
Четкость, металл, бронза. А сверху?
Принес и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки".
Совсем другая, более слабая ткань. А эти нарочитые "лыки"? Какие лыки? Закон "верхних строк".
У Есенина:
"Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
А сверху:
"Все мы, что в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь..."
Тяжеловато и нарочито.
"Закон верхних строк". :wink:
Тут я не совсем согласна с мыслями автора.
Во-первых, про медь впервые в своем стихотворении в 1915г. упомянул Борис Пастернак. Но у него была «капающая медь».
Думается мне, что Есенину это сравнение понравилось и он его позже использовал.
И потом, не совсем тяжеловаты эти строчки. Нарочито — да. Умышленно — скорее всего. Любимый прием : буква «л» - льется-кленов-листьев.
Последовательность — Кленов-Листьев-Медь (к-л-м).