Татьяна-76 » 23:11:49, Пятница 08 Июль 2011
10 июля 2011 года исполняется 30 лет
государственному Литературному Музею Сергея Есенина
в Ташкенте
Алина Дадаева
Вот он, удел желанный…
Весна, еще не вполне разобравшись со своими зимними делами, потребовала у ташкентских хафизов стихов. Поэты ответили. Три пятницы подряд в Ташкенте шли литературные вечера. Место встречи самое предсказуемое - Музей Сергея Есенина со своей романтической историей и надеждами, которые на него возлагают по сей день. О нем сегодня и пойдет речь.
Центр Ташкента. Среди старых многоэтажек и новых магазинов гордо, но как-то одиноко выглядит памятник Хамиду Алимджану. Трудно отгадать, в котором их этих многочисленных соседних зданий разместился другой великий поэт - Сергей Есенин. Прохожие удивленно качают головами: «Что? Есенин?.. Музей?.. Нет, не знаем». Только через полчаса, походив по кругу, можно выйти к небольшому домику. И, оглядевшись, увидеть, где находишься: улица Пушкина, тупик Льва Толстого, музей Сергея Есенина.
Одна моя знакомая, узнав, что в Ташкенте существует такое место, удивленно воскликнула: «А откуда экспонатов-то набрали?». Большее тридцати лет назад, когда ребром встал вопрос о создании музея, об этом спрашивали многие и на самых высоких уровнях. В воспоминаниях «Глупое сердце, не бейся! Музейная предыстория» искусствовед, ныне директор клуба-музея Анны Ахматовой, а в те годы одна из основателей объекта повествования, Альбина Витольдовна Маркевич пишет: «Мсыль о музее не давала покоя и привела меня к моему однокласснику по вечерней школе Юре Глассу. Рассказываю о замысле, потому что кому как не ему, организатору большинства музеев в Узбекистане и руководителю музейного отдела Управления охраны памятников Министерства культуры, всё знать о реальности подобного дела. Выслушал, рассмеялся:
- С ума сошли, что ли? Из чего музей делать и где? Это пустое! Кто будет этим заниматься?
- А с чего же начинать?
-- Что начинать?
- Ну музей…
- Да я же сказал: материалы, люди и место. А вы это что, серьезно?
Мне показалось, что только это и было нужно знать.
Командировка в Ургенч, где в то время шла подготовка к открытию музыкального училища, и наш методкабинет подготавливал его документацию, навела меня на мысль познакомиться и с документальным обоснованием создания музеев.
Опять к Юре, то бишь Юрию Исааковичу Глассу. Он объяснил мне, какие бывают музеи, посмеиваясь, рассказывал о случаях из своей богатейшей практики. И вдоуг просверлил меня колючим взглядом:
- А ведь это история - приезд Есенина в Ташкент! Попробуем!
КРУПИЦЫ ПАМЯТИ
14 мая 1921 года. Поэт Александр Васильевич Абрамов, известный широкой публике под псевдонимом Александра Ширяевца, встречает в Ташкенте своего давнего друга по переписке Сергея Есенина. И начинаются поэтические вечера - в Ташкентском Союзе поэтов, в Студии искусств, в клубе Красной Армии, в Доме имени Луначарского, перед сеансами в кинотеатрах «Зимняя Хива» и «Туран». А затем и в читальном зале Туркестанской публичной библиотеки, где впервые звучит поэма «Пугачев». В перерывах между литературными встречами поэт гуляет по старому городу, осматривает памятники в районе Шейхантаура, гостит в доме купца Назарбекова, слушает узбекскую музыку и стихи местных поэтов в пригородном кишлаке Келес.
Но вот, пожалуй, и всё. Разве что сквозные образы Востока в есенинском цикле «Персидские мотивы». Разве что многочисленные поклонники Есенина, бережно хранившие десятки лет крупицы памяти о его пребывании в наших краях. Разве что любимая дочь поэта Татьяна Есенина, много лет проработавшая в Ташкенте и покинувшая его только посмертно. Вот, пожалуй, и всё…
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…
Окружной Дои офицеров переполнен. На улице 1975 год. В зале проходит выставка картин молодого художника-любителя Вадима Николюка. Картины посвящены творчеству Есенина. Среди гостей и дочь поэта Татьяна Сергеевна. В книге отзывов она напишет следующее: «Выставка полотен Вадима Николюка, которого я знаю как автора дипломной работы о Есенине, явилась для меня большой неожиданностью. Не преувеличивая, скажу, мне не приходилось еще встречать более удачных попыток выразить настроение поэзии Есенина средствами живописи».
И не только живописи. Художник читает стихи. Благодарная публика подхватывает любимые строки. Не знакомые доселе люди перестают быть чужими: общий интерес, общее желание, общее стнемление. Все понимают, что так просто это закончиться не должно. Где-то на горизонте уже реет идея создания музея, пока слишком дерзкая, чтобы стать очевидной. Ведь главные вопросы - что-где-когда и кто-и-на-какие-средства грозят перейти в разряд риторических. Быстрее всего разрешается вопрос о субъектах будущего неопределенного процесса. Это, естественно, Вадим Николюк, недавно познакомившаяся с ним Альбина Маркевич, известный есенинолюб Сергей Зинин и литератор Петр Тартаковский. В скором времени в полку прибывает и складывается инициативная группа из одиннадцати человек. Цель также обретает определенные очертания - создание клуба «Собеседник».
С поиском места - сложнее. Активистов приглашает средняя школа имени Омара Хайяма на Актепе. Начинаются споры: «Стоит ли размещаться столь далеко от центра? Стоит ли довольствоваться рангом школьного музея?» Но выбирать особо не из чего, поэтому приходится согласиться. И вдруг страшное событие - пожар в ТЮЗе. Зал отдают погорельцам. «Собеседник» со всеми своими картинами и планами на будущее снова лишен пристанища. На какое-то время приютили в библиотеке имени Есенина. Но теперь в процесс вовлекается вс1 большее количество известных людей: архитектор Феруз Ашрафи, в те годы замминистра культуры, поэт Эркин Вахидов, переводчик на узбекский язык цикла «Персидские мотивы». Активисты облюбовали дом Михайловых, где в свое время три раза побывал Есенин. Место хорошее, напрямую связанное с поэтом. Но руководство отказывает, аргументируя тем, что здесь будет строиться библиотека имени Навои. Нине на этом месте пятизвездочный отель «Марказий», или «Шератон», как он назывался ранее.
Но всё-таки свершилось. Будущему музею предоставили помещение в филиале Дворца культуры на массиве Высоковольтный. К тому времени у есенинолюбов уже была собрана недюжинная коллекция экспонатов: прижизненные издания произведений поэта, книжные знаки есенинской тематики из коллекции экслибрисов С.Зинина, этнографические предметы быта ташкентцев 20-х годов, литературоведческие работы из личной библиотеки П.Тартаковского, ценные материалы из архива А.В.Ширяевца, бескорыстно подаренные его невестой Маргаритой Новиковой, десятки произведений С.А.Есенина, изданных на русском и других языках народов мира. Буклеты и наборы фотографий из Константиново, родного села поэта, привозит А.Маркевич. Поиски экспонатов не прекращаются. Второго апреля 80-го через весь город в общественном транспорте едет … стул из дома журналиста Михайлова, на котором когда-то сидел Сергей Александрович Есенин. А со всех городов Узбекистана бескорыстно идут книги, книги… Наступает долгожданный 1981-й.
«И вот 10 июля. 15.00. Возле обычного жилого дома человек 120, несмотря на жару, собрались по необычному и долгожданному поводу - открывается музей Сергея Есенина.
Митинг начинается словами народного поэта Узбекистана, переводчика Есенина Эркина Вахидова. Заканчивает он свое обращение к собравшимся так:
- Известно, что ни в Москве, ни в Ленинграде у Есенина не было своего дома, а у нас, в Ташкенте, он теперь получил постоянную прописку. Навсегда! Спасибо создателям музея, прекрасным энтузиастам!
Среди выступающих представители райисполкома, райкома, городка, но они без официальной парадности, а как-то взволнованно и тепло приветствовали собравшихся гостей и создателей музея,» - вспоминает А.В.Маркевич.
НАША ЭРА
Наверное, излишне говорить, что Вадим Николюк стал первым директором музея. А сам музей через несколько лет получил статус государственного. Казалось бы, историю с хорошим концом можно завершить, ведь время имеет свойство застывать в безжизненных стенах многих музеев. Но, к счастью, этого не случилось. Достаточно вспомнить этимологию названия учреждения: место, где обитают музы. И музы пришли… Но прежде пройдемся по самому месту.
Музей давно сменил адрес. Новая экспозиция была открыта 10 июня 1999 года после генеральной реконструкции. Экспонаты, а их число в настоящее время достигает почти трех тысяч единиц, размещены в трех залах. Коллекция основного зала повествует о литературной жизни Туркестана начала минувшего века. На стенах - обилие фотографий, большая карта Ташкента, где отмечены маршруты, по которым передвигался поэт. Здесь же находится реконструированная гостиная 20-х годов, где стоит вышеупомянутый легендарный стул.
Название второго зала «Есенин и Восток» говорит само за себя. Но самой яркой, на мой взгляд, является третья комната - «Есенин и мы». Я бы назвала её так: «Краткая смерть и вечная жизнь». Ведь помимо большой коллекции книг тут находятся две небольшие вещи: посмертная маска поэта и маленький магнитофон, откуда доносится голос самого Есенина, читающего монолог Хлопуши из поэмы «Пугачев»: «…Эту голову с шеи сшибить нелегко!.. Проведите!.. Проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека!»
Лекционный зал музея всегда полон. За три десятилетия здесь прошло бессчетное количество литературно-музыкальных вечеров, лекций для любителей литературы и искусства, научных конференций. На ежегодных «Есенинских чтениях», приуроченных ко дню рождения поэта, выступают известнейшие исследователи его творчества. Да и знаковой даты не требуется: для всех желающих экскурсию организует старший научный сотрудник музея Борис Анатольевич Голендер.
Музей Есенина стал главной площадкой крупнейшего Ташкентского открытого фестиваля поэзии. В предшествующие годы он собирал талантливых поэтов не только Узбекистана, но и ближнего и дальнего зарубежья. Сюда приезжали в разные годы Анатолий Нейман, Глеб Шульпяков, Вера Павлова. Читали стихи и наши соотечественники Александр Файнберг, Вадим Муратханов, Санжар Янышев. И по сей день с определенной регулярностью на минисцене лекционного зала выступают такие поэты, как Сухбат Афлатуни, Баходир Ахмедов, Вика Осадченко, Николай Ильин и многие другие.
«Музей богат традициями, и наша цель - сохранить их, - говорит нынешний исполнительный директор Абдувасид Камилов. - Он никогда не должен превратиться в склад древностей, но должен оставаться живым центром, объединяющим всех творческих людей, неравнодушных к русской и шире - мировой - культуре».
И НЕМНОГО ПОЭЗИИ
…Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя,
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны…
В мае нынешнего года исполняется 90 лет со дня прибытия Сергея Есенина в «голубую и ласковую страну». Приближается и второй юбилей - тридцатилетие со дня основания музея. На стенах лекционного зала, как в тот далекий памятный год, появились новые картины первого директора Вадима Николюка. Состоялась презентация новой книги Сергея Ивановича Зинина «Поездка Сергея Есенина в Туркестан». Альбина Витольдовна .Маркевич собирает группу ценителей творчества Есенина, которые примут участие в конкурсе чтецов произведений русского поэта. Как будто три десятка лет ничего не изменили. Впрочем, ничего удивительного. Если над поэзией не властно само время, то почему должен быть исключением её ташкентский островок?
Газета «Леди», Ташкент, 17 марта 2011 г.
Твое прошлое скрывается в твоем молчании,
настоящее – в твоей речи,
а будущее – в твоих ошибочных шагах.