Статья из "Комсомолки" от 17. 11. 2005г.
«Есенина» помогал снимать воронежский режиссер.
- Он знал, что его убьют! - прямо с порога напугал меня скромный с виду Владимир Паршиков. Поперхнувшись вопросом и лишь пошире открыв глаза, следую за пареньком-режиссером по полутемным коридорам воронежского телецентра. - Есенин - герой. И никакой не шизофреник, - продолжает Володя. - Страшно, конечно, сравнивать его с персоной Христа, но 1923 год, когда он вернулся из-за границы, стал своеобразным восхождением его на Голгофу. Даже в загранке за ним следили. Он четко знал, куда возвращается.
Чувствую, попахивает мистикой, и от этого вдвойне интересно. А ведь привела меня на ВГТРК в сущности обыденность. В начале октября в Рязани документальный фильм нашего Владимира Паршикова «Дорогие мои, хорошие» наделал много шума. А молодой воронежец настроил против себя всю рязанскую прессу. На фестивале «Серебряный журавль», посвященном 110-летию со дня рождения Сергея Есенина, он был единственным иногородним номинантом, а получил Гран-при. Обойти 600 рязанцев, которые собаку съели на биографии великого земляка, - согласитесь, это что-то!
А, между прочим, воронежский фильм попал на фестиваль случайно. Выдвинули коллеги с одной из... рязанских телестудий. А выиграл потому, что оказался сенсацией! Хотя изначально такой цели Паршиков не ставил, скорее это получилось само собой. Просто четыре года назад стал потихоньку собирать материал о поэте.
Резонно спросить, почему режиссер занялся Есениным, а не Буниным, Платоновым, Кольцовым, творившими на воронежской земле.
- Из любви к его поэзии, само собой. Но больше привлекал таинственный ореол вокруг его персоны. Поразился некоторым фактам, стал интересоваться. И потом, совпадения странные. В Нижнедевицком районе, откуда мои корни, много переселенцев из Рязани. А директор музея поэта в селе Константиново говорит, что у них половина соседнего села носит мою фамилию - Паршиковы.
Гран-при фестиваля «Серебряный журавль» Паршикову вручает губернатор Рязанской области
Каждое фото на вес золота!
В результате в час двадцать пленки вместились уникальные факты и документы, которые ранее нигде не публиковались!
И вот это мне как журналисту показалось странным, какая-то нестыковка. Перед встречей с Владимиром я проштудировала монографию Эдуарда Хлысталова. Того самого следователя МУРа, который в 85-ом пытался пролить свет на смерть Есенина. Тот делал выводы об убийстве поэта на косвенных данных и анализе двух посмертных фотографий, присланных ему анонимно. Потому что в архивы опытному следаку не удалось попасть!
А Володе - удалось! Хотя он не производит впечатления пробивного и прожженного. Скорее скромного и даже стеснительного... Вот разве что какой-то блеск в глазах...
- Добывать информацию было трудно. В архивы попал только по блату. Светлана Петровна, племянница поэта, мне помогла. Мы ездили к ней в Константиново в 2002-м с Егором Ивановичем Ивановым, директором нашего музея Есенина. Она нас приняла осторожно, двое суток присматривалась, читала сценарий. Женщина откровенная, недаром носит фамилию Есенина, если ей что-то не нравится, так и говорит прямым текстом. Даже не знаю, чем смог ее расположить к себе.
В закрытые фонды Пушкинского дома в Санкт-Петербурге Паршикову удалось попасть чудом. Именно там хранятся есенинские раритеты - посмертная маска и слепок руки.
- Не хотели меня пускать, - признается Володя. - Директор Пушкинского дома академик Николай Николаевич Скатов так и сказал: «Мне хоть президент сейчас позвонит, я не разрешу съемок!» Но все-таки получилось.
Были и в Институте мировой литературы, где хранится папка дела о самоубийстве. Но основа фильма - воспоминания самых близких родственников: той же Светланы Петровны, внука поэта Сергея Владимировича (сына дочери Есенина Татьяны), ему за 60. Гордится Паршиков аудиозаписью гражданской жены поэта Надежды Вольпин (этот раритет предоставил директор воронежского музея Есенина).
- Есть в нашем фильме такие фотографии, что каждый снимок на вес золота! Из семейного архива Светланы Петровны. Она никого к ним не подпускает, даже сына. Но нам разрешила переснять. Фотограф неизвестен, запечатлен Есенин в гробу, съемка с другой точки, чем на опубликованных ранее фото. Там видно, что лицо страшно изуродовано. И это лицо не висельника: разный рельеф глаз (видно, что правый вытек), разорван рот. Когда накидывали удавку, он, видимо, сопротивлялся, попали в рот, натянули и разодрали. Рука неестественно согнутая. На официальных фото - все заретушировано.
Уникальная фотография из архива племянницы поэта Светланы Петровны Есениной
Убийство поэта можно раскрыть за месяц
В общем, всего в фильме фигурируют 14 участников, которые в этом деле имеют вес, - родственники, есениноведы, эксперты. И все из первых уст.
В том числе и интервью со следователем Эдуардом Хлысталовым, который посвятил тринадцать лет жизни расследованию обстоятельств гибели Есенина. Разговор с ним у Паршикова состоялся в 2003 году, за месяц до смерти Эдуарда Александровича.
По мнению Хлысталова, следователю средней руки генеральной прокуратуры достаточно месяца для того, чтобы поставить точку в этом деле. Если у него будут все необходимые документы. Среди экспертов Паршикова есть и Анатолий Прокопенко, личность весомая, заместитель председателя комитета по архивным делам при Правительстве РФ в 1991 - 1993 гг. Он имел доступ к архивным материалам КГБ, ЦК КПСС. Этот человек подтверждает, что материалы для расследования существуют.
- Прямых бумаг нет, они уничтожены, - горячится Володя. - Но в секретных архивах есть косвенные материалы - личные дела агентов ГПУ, которые следили за Есениным в тот период. Остались же какие-то распоряжения и по Блюмкину, и по Бениславской, ведь они были сотрудниками ВЧК ГПУ. И даже те поэты, которые окружали Есенина в последнее время, все были в услужении у спецслужб.
И родственники, и есениноведы считают фильм Паршикова событием российского масштаба.
- Светлана Петровна Есенина теперь меня только сынком называет, говорит, молодец, Вовка, достойная работа, - улыбается Володя. - Виталий Безруков, отец Сергея, сказал, что фильм смотрели всей семьей, а жена его плакала.
Уникальная фотография из архива племянницы поэта Светланы Петровны Есениной
Материалы для сериала «Есенин» брали в Воронеже
С Сергеем Безруковым Паршиков познакомился года два назад, во время гастролей актера в Воронеже. Тот заходил в местный музей Есенина, там и встретились. Оказалось, имеют общих знакомых по школе-студии МХАТ, в которую Володя поступил, но не закончил.
- Сергей мне помог, мой фильм «Дорогие мои, хорошие» построен на интервью с Безруковым-исследователем, который также давно посвятил себя этой теме.
Интервью брали в Константинове на первом съемочном дне «Есенина» (сериала, который сейчас идет по Первому каналу). Жили тогда у Светланы Петровны на даче.
- И я Безрукову помог. Когда они снимали свой сериал, брали у меня архивные документы - интервью матери, чтобы помочь Валентине Теличкиной войти в роль. И материалы об Айседоре Дункан: по ним строили пластический рисунок танца Шон Янг.
- А не проще было взять эти данные в Москве? - удивляюсь.
- В принципе, можно, в госархивах. Но на это нужно время, а у меня все уже было готово - все в одном месте. В день премьеры сериала «Есенин» созванивался с Сергеем, успокаивал - он дрожит, трясется, что плохо воспримут его картину. Наши два фильма идут след в след. Безруков-старший считает, что моя картина - серьезное документальное подтверждение их художественного фильма.
Логично было бы показать «Дорогие мои, хорошие» на одном из федеральных каналов сразу же после окончания на Первом сериала «Есенин». Но его не хотят допускать до зрителя.
- Фильм предлагали «Культуре». Сказали, подумают недели две... И - отказались. Безруков предложил помощь с протекцией на Первом канале.
Кстати, вместе с Безруковыми Паршиков как автор документального фильма входит в инициативную группу по возбуждению уголовного дела в связи со смертью Есенина. Письма не так давно были направлены спикеру Думы Сергею Миронову и президенту.
А пока фильмом «Дорогие мои, хорошие» как пособием по литературе и истории заинтересовались московские и рязанские школы. Есенин является летописцем для России, в своей поэзии он зашифровал страшное послереволюционное время. По его произведениям можно реально восстановить ход истории в период, когда ее активно фальсифицировали. Например, в «Пугачеве» он описывает отнюдь не пугачевское, а антоновское восстание под Тамбовом, которое было подавлено Тухачевским.
- В моем фильме рассматривается гражданский подвиг Есенина. Он был очаровательной личностью. А скандалы, о которых нам рассказывают в школе, были самым настоящим политическим протестом.
Немного мистики и сенсация на закуску
Когда я уже уходила, Паршиков признался, что, несмотря на трудности по сбору материалов, работа над фильмом в целом прошла легко. Взять хотя бы озвучание. Какой музыкальный кусок звукорежиссер не берет, все в тему, встает, как тут и был, прямо от начала и до конца. То же с компьютерной графикой.
- У нас многие сходятся во мнении, что нам Бог помогал. А у меня такое впечатление, что сам Сергей Александрович!
- Во сне что ли являлся?
- Нет, но очень хотелось бы с ним поговорить. У меня его большой портрет…
В коридоре Владимир решил напугать меня напоследок. Еще одним сенсационным фактом.
- Чуть не забыл. Светлана Петровна осталась единственной свидетельницей похорон матери Есенина, - полушепотом начал он. - Хоронили ее там же, где и поэта. Когда могилу вскрыли, увидели там... чужой гроб! Получается, что под памятником Есенину, куда люди ходят поклониться поэту, его может и не быть! Вот еще дополнительные сомнения к версии самоубийства.
Неужели настолько сильно Есенина боялись, что даже от тела избавились? Чтобы даже через десятилетия невозможно было сделать экспертизу?
Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
kp@kpvrn.ru
_________________