Тот самый Дубровский, который был братом милосердия в бригаде скорой помощи.
Дубровский писал стихи и рассказы, а вся его методика лечения - это по существу блестящий спектакль, замечательный актерский монолог. Еще в Воркуте Дубровский наблюдал за местными шаманами. Как ловко они излечивали людей от самых разнообразных расстройств, как умело они нагнетали ожидание чуда и творили это диво на глазах изумленных и наэлектризованных людей! Все это Дубровский перенял и использовал уже в других условиях. Поэтому и эффект был, конечно, разный: когда шаман лечил неграмотного и невежественного сородича, он помогал ему в 100%. Лечить же шаманскими приемами образованных и скептически настроенных интеллигентов куда сложнее, а порой и невозможно.
Столько лет, сколько я занимаюсь проблемой заикания*, столько же слышу фамилию Дубровского. С тех пор как в 1972 году в Московской детской психиатрической больнице № 6 было создано единственное в СССР отделение по лечению заикания у подростков (а я все эти годы осуществляю методическое руководство этим отделением), в каждом наборе больных долгое время обнаруживалось 3-4 человека из тех, что лечились у доктора Дубровского. Он им не помог, а скольким помог, и они уже больше никуда не обращались.
Постоянно сталкиваясь с Дубровским заочно, я никогда не был с ним знаком лично и вообще никогда его не видел. Много раз обстоятельства мешали нам встретиться и поговорить на общие для нас темы. 12 декабря 1979 года он умер. Похоронен Дубровский в городе Сарны Ровенской области неподалеку от тех мест, где 18 ноября 1892 года родился.
Меня познакомили с некоторыми из учеников этого легендарного доктора, а те привели к родственникам Дубровского, в тот дом, в котором он жил с 1959 года - с тех пор как переехал в Харьков.
История этого удивительного человека читается как авантюрный роман, переполненный событиями, каждое из которых могло бы стать темой самостоятельной книги.
Дубровский рано потерял родителей и был взят на воспитание петербургскими родственниками. Он закончил Академию художеств, где занимался в классе великого русского художника Н. К. Рериха, затем физико-математический факультет Петербургского университета и Военно-медицинскую академию. Учась в академии, он подрабатывал санитаром на скорой помощи и, между прочим, был именно в той бригаде медиков, которая приехала в гостиницу "Англетер" снимать с петли Сергея Есенина.
Получив медицинское образование, Дубровский занимался микробиологией и физиологией, одно время сотрудничал с И. П. Павловым. В 1935 году он был командирован в Англию для продолжения научной работы. Вернувшись в 1937 году в Ленинград, тут же на вокзале был арестован, просидел долгое время в "Большом доме" на Литейном проспекте, а затем отправлен в Воркуту. До 1944 года он находился на Крайнем Севере, а потом был сослан в Среднюю Азию. В 1955 году его полностью реабилитировали, и он переехал в Алма-Ату.
С середины 50-х годов до Москвы стали доходить слухи о том, что в Казахстане живет какой-то необыкновенный психотерапевт, который одномоментно излечивает от многих заболеваний. К Дубровскому приезжали больные со всех концов страны, и все они получали эффективную, но внешне очень необычную помощь: этот врач вел себя по отношению к больным не как положено представителю этой солидной профессии, а как шаман, что уж вовсе раздражало ученый мир. К Дубровскому стали потихоньку наведываться и врачи-психотерапевты, чтобы посмотреть, как же он их лечит. Побывал у него и профессор Илья Захарович Вельвовский - заведующий кафедрой психотерапии, психогигиены и психопрофилактики Харьковского института усовершенствования врачей. Эта кафедра - старейшая в стране - всегда была своеобразным центром психотерапии, подавляющее большинство советских психотерапевтов старшего поколения - ученики Вельвовского.
Илья Захарович внимательно познакомился с методикой Дубровского и предложил ему переехать в Харьков. Тот согласился. С тех пор Харьков стал еще в большей степени столицей советской психотерапии: отовсюду приезжали больные, но уже не только к Вельвовскому (как раньше), а в основном к Дубровскому. Среди приезжавших было много известных всей стране людей, они в свою очередь тоже разносили славу о чудо-лекаре.
Вскоре между Вельвовским и Дубровским отношения испортились, Дубровского никто уже не опекал, и он не считался представителем харьковской школы психотерапии, хотя и жил в Харькове, и общался с большинством местных психотерапевтов.
Вкратце, суть лечения у Дубровского в следующем: психическое потрясение может вызвать болезнь, а может ее ликвидировать. Весь сеанс лечебного внушения, который проводил Дубровский, и заключается в том, чтобы направленно потрясти больного и тем самым его вылечить. В одних случаях это удается, в других - нет. Эффект от подробной терапии, естественно, различен, как он различен и от других методов. Сам Дубровский хорошо понимал ограниченность своей методики, но исходил из общего для врачей всех времен и народов правила: если удалось помочь больному человеку хотя бы на полчаса, удалось облегчить его страдания хотя бы на пять минут, и то хорошо, и то будет оправдан врачебный труд, будет выполнен важнейший девиз медицинской профессии - помогать людям любой ценой и на любое по продолжительности время.
Многие современные специалисты по лечению заикания учились у Дубровского, но у них нет и не было той артистичности и убедительности, что у их Учителя. У большинства из них все свелось к мелкому подражанию, порой превращавшемуся в пародию. Они окончательно и дискредитировали метод Дубровского еще при жизни его создателя. Сам Дубровский очень переживал это, но ничего поделать уже не мог.
Он мечтал умереть на работе, но ушел из жизни вдали от Харькова, от своих пациентов. На его могиле выбиты слова "Он любил вас, люди".
Дубровский был не только талантливым психотерапевтом: он, как и большинство представителей этой профессии, был разносторонне образованным человеком. Давно уже отмечено, что в каждом психотерапевте живет несостоявшийся актер, писатель, художник. Дубровский был и тем, и другим, и третьим.
В Воркуте он составил альбом кожных заболеваний и признаков дистрофии у заключенных. Этот уникальный альбом Дубровский много раз пытался опубликовать. Во время хрущевского правления перспектив на издание было много, некоторые бывшие пациенты Дубровского, обладавшие влиянием в Москве, активно помогали изданию, но снятие Хрущева ликвидировало все надежды. Альбом по сей день не напечатан.
Дубровский писал стихи и рассказы, а вся его методика лечения - это по существу блестящий спектакль, замечательный актерский монолог. Еще в Воркуте Дубровский наблюдал за местными шаманами. Как ловко они излечивали людей от самых разнообразных расстройств, как умело они нагнетали ожидание чуда и творили это диво на глазах изумленных и наэлектризованных людей! Все это Дубровский перенял и использовал уже в других условиях. Поэтому и эффект был, конечно, разный: когда шаман лечил неграмотного и невежественного сородича, он помогал ему в 100%. Лечить же шаманскими приемами образованных и скептически настроенных интеллигентов куда сложнее, а порой и невозможно.
Один удар судьбы может вызвать болезнь, другой - избавить от нее. Вот только один пример. После разгрома фашистских войск под Сталинградом и в Курской битве у Гитлера развился тяжкий истерический невроз, проявлявшийся в сильной дрожи левой руки и ноги (правое - "эмоциональное" - полушарие головного мозга отвечает за левую сторону тела; при неврозах в первую очередь поражается эмоциональная сфера, потому расстройство проявляется с левой стороны). Однако 20 июля 1944 года все эти невротические расстройства мгновенно прекратились: случилось это сразу же после покушения, совершенного полковником Штауффенбергом, когда фюрер благодаря стечению обстоятельств оказался невредим.
Через полгода, а особенно весной 1945 года, когда советские войска стояли недалеко от Берлина, болезнь возобновилась и быстро нарастала по мере понимания Гитлером безнадежности своего положения.
Стрессы, применяемые в лечебных целях, различны, часть из них основаны на искусственной кумиромании: пациентам внушают, что врач - великий целитель, избавитель от всех существующих в природе хворей, что он всесилен и пр. На людей примитивных, а также на детей и женщин, такая безудержная реклама некоторое время действует, а чем больше веры, тем сильнее лечебный эффект. Конечно, это плохо с точки зрения морали, но если пациент излечивается, а его вера во всемогущество медика безвредна, то уж пусть лучше он верит в хорошего врача, чем в колдуна, экстрасенса, знахаря, вымогателя.
Не меньше любого здравомыслящего человека Дубровский видел глупость и грубость окружающего мира. Не меньше других он понимал, что обычный человек нуждается в моральном поводыре, без которого он быстро озвереет, становится животным, если лишить его душу святых надежд и идеалов. И тем не менее Дубровский всегда относился к людям с высочайшей любовью. Этим он резко отличался от большинства своих коллег, пораженных вирусом прагматизма и добывания сиюминутных радостей. Трудно представить, чтобы Дубровский совершал какие-либо поступки, исходя из циничного принципа "Все дозволено", оправдывающего любые мерзости и предательства.
Вступая в жизнь, каждое новое поколение преисполнено благих намерений, стремления построить отношения на принципах справедливости, доброты, уважения к людям. Проходят десятилетия - что остается от этих прекрасных желаний? Большинство из тех, кто мечтал о братстве, равенстве, любви и других великих идеалах человеческих отношений, сами превращаются в морально-ущербных людей, увеличивающих зло в этом мире. Что же делать, как избежать этой деградации, какой совет дать молодежи? Наверное, советов много. В данной ситуации мне кажется одним из самых главных, безопасных и действенных такой: не соучаствовать во лжи и во зле, не увеличивать их, любой ценой избегать личного участия во всех этих безобразиях. Ведь не все рождаются борцами, не у всех так сильно нравственное начало, как у того, о ком я сейчас говорил, не все способны активно выступать против дьяволов. Но все могут брать пример с Дубровского, должны хотя бы попытаться.
______________
* Этой и схожим проблемам посвящены мои книги "Заикание у подростков" (М. 1989), "Тайны детской психотерапии" (М. 1990), "Основы психотерапии детей и подростков" (Киев, 1990), "Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков" (руководство для врачей и логопедов), "Внушение и женщины", "Смятение душ, или Книга для мам и пап, бабушек и дедушек, из которой они узнают о психоневрологических расстройствах у детей и подростков" (М. 1994).
Источник - Буянов М.И. Лики великих, или знаменитые безумцы. М. 1994