ПОЭМА-ЗАГАДКА.
Масоны в жизни и творчестве Сергея Есенина.
Наталья Шубникова-Гусева.
БОЛЕЕ семидесяти лет ученые пытаются разгадать поэму Есенина "Черный
человек". И большинство склоняется к тому, что это автобиография, болезнь и
предчувствие смерти, своего рода реквием.
Если так, то непонятно, почему Есенин мучительно и долго вынашивал эту
вещь, в которой всего 158 строк? Ведь ее ранний вариант был написан еще в
1923 г. А окончательная отделка закончена только 14 ноября 1925-го.
Почему же еще раньше, до отъезда за рубеж, поэт рисовал трещинки на
огромном зеркале в особняке Айседоры Дункан и наблюдал, испугает ли это
"Изадору"? Почему же почти четыре года, надев черный цилиндр, взяв перчатки
и трость, репетировал перед зеркалом жуткие сцены визита "прескверного
гостя" из этой поэмы? Почти как в "Моцарте и Сальери" Пушкина, которого
постоянно поминал при разговоре о своем "Черном человеке":
Мне день и ночь покоя не дает.
Мой черный человек. За мною всюду.
Как тень он гонится.
Основной мотив "Черного человека" - чисто есенинский. У него весь
окружающий мир отражается в зеркале вод: "..Отражаясь, березы ломались в
пруду.."; "Выткался на озере алый свет зари.."; "В черной луже продрогший
фонарь. // Отражает безгубую голову" и т.д. В революционной поэме "Инония"
в синих затонах озер отражается иная страна, преображенная голубая Русь.
Даже солнце поэт видит отраженным в воде озер, в оконном стекле.
Но в "Черном человеке", где речь идет о поэте и смысле искусства, этот
мотив становится как бы материально осязаемым, приобретает трагическую
окраску.
Каждая строка поэмы - загадка. Каждое слово - "сплошной образ".
Трагический поединок разных смыслов, зеркальный поворот. И в этом поединке
можно услышать даже диалог с масонством. Тайный язык жестов, сопоставление
белого с черным, зеркало, выступающее в различных обликах: как правдивое -
в старой иконологии - символ Богородицы и как лживое - древнейший
магический предмет общения с нечистой силой.. Зеркало - традиционный образ
русской национальной жизни. Оно же - символ самопознания в масонстве.
Известное литературное произведение русских масонов рубежа ХVIII-ХIХ вв.
сочинение Ивана Лопухина называлось оно "Истинное человеческое зерцало, в
котором ясно видеть можно подлинное качество человека". Недаром еще в 1923
г. Есенин среди написанных им вещей назвал произведение "Человек в черной
перчатке". Его заглавие явно соотносится с пьесой "Дама в черной перчатке"
Вадима Шершеневича, изданной журналом "Театральная Москва" в начале 1922 г.
А сюжет "американской мелодрамы" Шершеневича с масонским заговором,
любовью, убийством и героиней, имеющей двойника, был прекрасно знаком
Есенину. Он даже хлопотал о постановке этой пьесы в Нью-Йорке, выступая
доверенным лицом своего друга.
Уже тогда Есенин "нашел" своего героя - "человека" и выбрал его основную
черную мету: "черная перчатка" - "черный человек". Любопытно, что и
перчатки и зеркало имеют множество совпадающих значений: разбить зеркало,
потерять перчатку - плохая примета; перевернутое изображение в зеркале - и
фраза, которую, по словам Ивана Грузинова, повторял Есенин в 1919 г.: я
выворачиваю мир, как перчатку и др. Наконец, связь зеркала и перчаток с
масонской символикой..
В заглавии "Человек в черной перчатке" масонские ассоциации явно
преобладали, ведь перчатки - главная примета масона. Пару белых перчаток
получает каждый при посвящении в масонское братство. Их белизна
символизирует чистоту побуждений. У Есенина, наоборот, изображение
перевернуто, черная перчатка, да еще в единственном числе, становится
воплощением зла.
Есенин задумал свое произведение как полемическое и противопоставлял
свою точку зрения масонской религии и философии. Ему чужда не только идея
заговора и насилия, но и попытка уединения, ухода в себя, желание масонов
усовершенствовать или исправить природу человека "по циркулю разума" и
подчинить чувства правилам и моральному долгу. Недаром "черный человек" с
такой иронией говорит о "дохлой и томной лирике" поэта. Поэт из Рязани не
может принять и забвение национальных основ жизни, свойственное масонству,
в том числе и русскому.
Собственному отражению, одетому в наряд масона, Есенин дает определение
"черный". "Черный человек" - традиционный мифологический образ в мировой
литературе. Один из обликов, который принимает черт - персонаж русской
народной демонологии.
Формула "черный человек" пришла к Есенину от Пушкина.
Есенин знал, что и Пушкин, и Моцарт были масонами. Известная опера
Моцарта "Волшебная флейта" является апофеозом масонства в его идеальном
смысле египетских мистерий. За разглашение тайн масон карается смертью.
Согласно преданию, на котором основана маленькая трагедия Пушкина "Моцарт и
Сальери", композитор Сальери отравил Моцарта. Полагают также, что это дело
рук масонов.
В настойчивой перекличке "Черного человека" Есенина с "Декабрьской
ночью" Альфреда де Мюссе также слышится диалог с масонством. Ведь в лирике
французского поэта явно отразились масонские легенды и символы. Сравнивали
же Есенина с Мюссе и Юрий Тынянов, и Георгий Адамович!.
В костюме "прескверного гостя" Есенин опять соединяет свое и чужое. И
одновременно как бы сближает и разводит Поэта и "черного человека". Есенин
носил цилиндр, но не одевал сюртук. В то же время цилиндр, сюртук, перчатки
и трость - приметы масона ХIХ века. Критик Николай Захаров-Мэнский услышал
в предсмертном стихотворении "До свиданья, друг мой, до свиданья.."
розенкрейцерство. По мнению литературоведа Омри Ронена, первая строка этого
стихотворения перекликается с немецкой масонской похоронной песней в
переводе Аполлона Григорьева "Тихо спи, измученный борьбою.." Любопытно
сравнить также "черного человека" с гротескным образом "последнего русского
розенкрейцера" Бориса Зубакина, с которым Есенин крепко подружился в 1923
г. Режиссер Сергей Эйзенштейн так обрисовал его портрет: "Весь в черном
вплоть до черных нитяных перчаток, с черной же книжицей в руках".
Ассоциации с масонскими обрядами, символами и маскарадной атрибутикой
масонства, получившие отражение в поэтическом шедевре Есенина, помогают
глубже понять мрачную образность и философский смысл этой трагической вещи.
Свист ветра, о котором идет речь уже в первых строках "Черного человека", в
славянской мифологии выступает как характерный атрибут нечистой силы. В
масонских ложах новичку имитировали жуть - вой ветра, бурю, гром.
В то же время сильный ветер (ураган, буря) является вестником
божественного откровения - Бог отвечает Иову из бури; в грозе и буре
получает откровение Иоанн Богослов. Ветер рисуется как обиталище множества
духов, среди которых помещают и души умерших людей. По ветру прилетают
крылатые божественные вестники - ангелы. Тот же ветер служит в
иудео-христианстве местом пребывания и демонизированных крылатых существ,
ср. представление о Люцифере как "князе воздушном". Не потому ли и голова
героя поэмы "машет ушами, как крыльями птица"?!
Случайны ли все эти совпадения? Нет. Не случайны.
Есенин был очень любопытен и чуток к современным общественным и
культурным явлениям. А масонство, которое расцвело в те годы во Франции,
было очень популярно и в России первой четверти ХХ в. Борис Пильняк в
романе "Голый год" (1920), который особенно ценил Есенин, отразил масонство
как знак времени.
Нина Берберова в книге "Люди и ложи: Русские масоны ХХ столетия",
отметила, что по документам, правда, "не внушающим полного доверия", в ложу
"Люцифер", "возникшую около 1910 г. и просуществовавшую очень недолго",
"входили некоторые поэты-символисты: Вяч. Иванов, Брюсов, Белый и друг
Белого А.Петровский. Перед самой войной ее решили "усыпить" (т.е.
закрыть).. Нет сомнения, что блоковский замысел пьесы "Роза и Крест"
связан с этим моментом его жизни".
Есенин писал в "Предисловии" к неосуществленному изданию своих
произведений (1 января 1924 г.), полемизируя с Блоком: "Я вовсе не
религиозный человек и не мистик. Я реалист, и если есть что-нибудь туманное
во мне для реалиста, то это романтика, но романтика не старого нежного и
дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует
авантюристические цели в сюжете, чем потухшие настроения о Розах, Крестах и
всякой прочей дребедени. Поклонникам Блока не следует принимать это за то,
что я кощунственно бросаю камень на его могилу. Я очень люблю и ценю Блока,
но на наших полях он часто глядит, как голландец. Все же другие мистики мне
напоминают иезуитов".
Тем не менее в воспоминаниях поэта и критика Николая Захарова-Мэнского
(написаны в 1926 г.) сказано, что Есенин "будто бы" интересовался
розенкрейцерством, которое в середине ХVIII в. представляло собою одну из
высших степеней франкмасонства.
Знакомство с литературой мистического содержания Есенин показал еще в
письмах к Григорию Панфилову и Марии Бальзамовой в 1913-1914 гг., а также в
работе "Ключи Марии" (1918) (см. об эффекте отражения "зеркала", который
является основополагающим в учении легендарного Гермеса Трисмегиста: "Что
вверху, то внизу, что внизу, то вверху. Звезды на небе и звезды на
земле".). Судя по этой цитате из "Изумрудной таблицы" или "Изумрудной
скрижали" Гермеса Трисмегиста, Есенин мог ознакомиться с его сочинением по
нескольким изданиям, посвященным оккультизму.
В личной библиотеке Есенина имелись книги Рудольфа Штейнера "Мистерии
древности и христианство" (М., 1912), Андрея Белого "Рудольф Штейнер и Гете
в мировоззрении современности" (М.,1917) и Николая Бердяева "Смысл
творчества: Опыт оправдания человека" (М., 1916) с изложением идей
крупнейших ученых-мистиков Якоба Беме, Иоганна Экхардта и др. с подробными
цитатами (список книг, принадлежавших Есенину, составлен сестрами и
хранится в музее-заповеднике Есенина в Константинове).
В период с 1918 по 1922 г. поэт пользовался уникальной коллекцией книг
по масонству, принадлежавшей Александру Мелентьевичу Кожебаткину
(1884-1942) - его другу, известному библиофилу, издателю, основателю и
владельцу издательства "Альциона", одному из совладельцев книжной лавки
"Магазин Трудовой Артели Художников Слова" (была открыта осенью 1919 г. по
Б.Никитской, д. 15, Есениным и Анатолием Мариенгофом). Недаром Есенин
вспоминал о Кожебаткине за рубежом, когда писал "Черного человека", и в
письме к Мариенгофу посылал ему "тысячу приветов".
Совершенно очевидно, что вообще вся компания имажинистов интересовалась
масонством. В быту имажинисты обыгрывали не только костюмы, но и другие
символы и обычаи масонов. Свое объединение называли по аналогии с масонским
- "Ассоциация вольнодумцев" и "Орден имажинистов" и учредили Верховный
совет Ордена имажинистов, члены которого, в том числе Есенин, именовались
Верховными мастерами Ордена имажинистов. Причем вместе с масонскими
аналогиями имелись в виду и "большевистские". Во главе имажинистов был ЦК -
Центральный комитет, рядовые члены Ордена имажинистов назывались
"цекистами". Угловой диванчик в кафе "Стойло Пегаса", по словам Галины
Бениславской, называли "ложей". Масоны же подразумевают под ложей отдел
Ордена (юридически) или (материально) помещение, в котором собираются
братья, и (ритуально) само заседание. Для "застольных лож" весьма охочие до
еды и выпивки братья избирают отдельные кабинеты первоклассных лож
ресторанов.
В отделе рукописей Института мировой литературы хранится групповая
фотография, на которой Есенин снят вместе с имажинистами Иваном Грузиновым,
Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем. Фотография наклеена на бумагу,
где имеются надписи снявшихся шутливого характера: наверху листа печатными
буквами: "имажинисты", ниже: "М ордэн имажоров". Под этой надписью имеется
рисунок гроба с крестом, внутри рукой Есенина вписано:
под сим крестом.
С. Есенин.
фамильный.
Датировано: "Успе 921. 14 окт." Речь идет об Успении - "Засыпании" в
день Покрова - Пресвятой Богородицы и скорее всего пародирует одновременно
обряд посвящения в масоны и закрытия, "усыпление" масонской ложи (при
посвящении в масоны вступающего кладут в гроб, нарисованный на ковре).
Имелась у Есенина и изящная чернильница с масонским символом - черепом
Адама (хранится в Гос. лит. музее, Москва).
Есть свидетельства современников о посещении Есениным после поездки за
рубеж в 1923 г. масонского клуба, так называемой "ложи вольных каменщиков"
для "избранных", открытой в квартире актера Николая Ходотова. "Попасть в
"ложу" можно было только по рекомендации кого-либо из "каменщиков". Эта
ложа прекратилась в связи с тяжелым и неприятным инцидентом с Есениным,
которому, по-видимому, пришлась не по душе ее "изысканная атмосфера"
(Филиппов Б.М. Записки "домового", М., 1978, с. 115; Ходотов Н.Н.
Близкое-далекое, Л.-М., 1962, с. 273-274, см. также воспоминания Вольфа
Эрлиха "Право на песнь", М., 1930).
Что это было для Есенина? Увлечение маскарадной атрибутикой масонства,
игра, пародия, театрализация, отталкивание от чуждого, серого, обыденного?
Или интерес к философским идеям, которые выдвигали масоны: искание добра и
истины, тайна творческого труда, высокого искусства или нравственное
совершенствование человека и проникновение в великие тайны природы, которые
поэт решал на иной - русской национальной основе? Несомненно одно: Есенин
был знаком с масонством и явно полемизировал с ним в "Черном человеке".
И если эта поэма - исповедь, то исповедь о муках творчества, в которых
рождается непостижимое искусство. Искусство, за которое поэт отдает свою
жизнь. И гармония, которую невозможно проверить ни алгеброй, ни геометрией.
--------------------------------------------------------------------------------
http://www.allrus.info/APL.php?h=/data/ ... 842062.txt