Как вы думаете, чей портрет?.. Только не спешите удивляться – мол, сыскалась фота пресловутого Дид-Ладо..)))))
На фотографии (1920г.) профессор
Илья Николаевич Бороздин, известный историк, филолог и литературный критик, член Всероссийского союза Поэтов, любимый преподаватель С.Есенина по Университету Шанявского. И вообще замечательный, уникальный человек, о котором А.Белый написал: «Думою века измерил..»
Так вот, вдова проф. Бороздина (ныне здравствующая жительница г.Воронежа, доцент-филолог П.А.Бороздина) утверждает, что на известном рисунке Есенина изображен.. именно её муж!!!
А как же, спросите вы, надпись сделанная самим Есениным:
«Рисовал по лику Дид Ладо»?.. Так, между прочим, с немалой долей уверенности можно утверждать, что она как раз и означает, что на рисунке
НЕ Дид-Ладо!
Люди, знакомые с иконописным искусством, подсказали мне, что в профессиональной среде иконописцев бытует 2 совершенно различных по смыслу выражения: «писать лик» (такого-то святого) и «писать
по лику» (т.е. делать список с некоего чтимого образа, либо писать икону по какому-то, ставшему каноническим, образцу – в его стиле и манере).
Очевидно, что Есенин, обучаясь в церковно-приходской учительской школе, был знаком с нюансами такой лексики. В Спас-Клепиках помимо общеобразовательной программы, велись уроки по музыке,
иконописи, сельскому хозяйству и по различным отраслям ручного труда.
Стиль и манера рисования Дид-Ладо были в богемной среде хорошо известны, его описывают многие очевидцы. В частности: «
За небольшую мзду он рисовал на четвертушке бумаги портреты посетителей, рисовал плохо, но похоже» (художник В.Комардёнков ), «
Он был схож с теми художниками, которые на улицах и на бульварах пишут мгновенные портреты. Карандаш Дид Ладо не знал задач искусства, но и не знал препятствий» (В.Шершеневич)
Вот и Есенин, нарисовав портрет карандашом на четвертушке бумаги, иронично отметил, что сделал это в манере, свойственной Дид-Ладо (а глагол «рисовал» - только добавляет иронии в подпись к рисунку).
К тому же, весьма сомнительно, чтоб Есенин вдруг ни с того ни с сего взялся рисовать портрет человека, которого он однажды бил по морде ботинком – а приязненных отношений между ними не было никогда.
А вот проф. Бороздина вполне мог зарисовать – к примеру, 7 марта 1921г. Когда Бороздин надолго уезжал на археологические раскопки в Среднюю Азию, а Есенин надписал ему 2 дарственных автографа на книгах «Трерядница» и «Исповедь хулигана».
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин